Практика

09 сентября 2015 года. Признано незаконным решение Домодедовской таможни об отказе заполнения таможенной декларации и предоставления льгот по уплате платежей в отношении медицинских изделий

09 сентября 2015 года. Признано незаконным решение Домодедовской таможни об отказе заполнения таможенной декларации и предоставления льгот по уплате платежей в отношении медицинских изделий

 

 

ДОМОДЕДОВСКАЯ  ТАМОЖНЯ

Юридическая помощь адвоката

 

 

 

======================================    

 

 

Арбитражный суд Московской области


Проспект Академика Сахарова, дом 18, город Москва, ГСП-6, Россия, 107053


http://www.asmo.arbitr.ru/


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ

 
( и з в л е ч е н и е )

г. Москва

14 сентября 2015 года Дело № А41-62379/15

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2015 года

Решение в полном объёме изготовлено 14 сентября 2015 года

 

Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.Э. Денисова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.В. Сунгуровой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Р***» к Домодедовской таможне об оспаривании решения государственного органа и обязании его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания от 09.09.2015;

 

установил:

 

закрытое акционерное общество «Р***» (далее – ЗАО «Р***», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее – таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:

- признать незаконным решение Домодедовской таможни, изложенное в письме от 07.07.2015 № 10-14/18624 об отказе внести изменения и дополнения после выпуска товаров в декларации на товары №№ 10002010/050215/0005366, 10002010/170215/0007630, 10002010/180315/0012912;
- обязать Домодедовскую таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Р***» путём внесения дополнений и изменений в декларацию на товары № 10002010/050215/0005366 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-1, в декларацию на товары № 10002010/170215/0007630 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-2, в декларацию на товары № 10002010/180315/0012912 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-3.

Представитель заинтересованного лица представил отзыв и надлежаще заверенные копии материалов, на основании которых оспаривается принятое решение государственного органа, которые приобщены к материалам дела.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что дело подготовлено к судебному разбирательству, в связи с чем, ставит на обсуждение представителей лиц, участвующих в деле, вопрос о завершении предварительного судебного заседания и переходе в основное судебное заседание для рассмотрения дела по существу спора, о чём представители лиц, участвующих в деле, не возражали.

Учитывая, что присутствующие в предварительном судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, не возразили против продолжения рассмотрения дела по существу в судебном заседании, арбитражный суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешёл к судебному разбирательству в судебное заседание суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представитель заявителя требования поддержал, изложил свою позицию по существу настоящего спора.

Против удовлетворения заявленных требований представитель заинтересованного лица возражал, пояснил свои доводы по рассматриваемому заявлению.

Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле, и материалов дела следует, что общество во исполнение внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации медицинское оборудование, а именно:
- система абдоминального стенд-графита OVATION PRIME, предназначена для дублирования стенки повреждённого сосудистого русла и создания эндоваскулярного канала (далее – спорный товар).

В период с февраля 2015 по март 2015 в целях в целях таможенного оформления декларантом поданы декларации на товары №№ 10002010/050215/0005366, 10002010/170215/0007630, 10002010/180315/0005366 (далее – ДТ), которыми, в числе прочего задекларирован названый выше спорный товар.

Товар выпущен по ДТ в заявленном режиме.

В последующем общество обратилось в таможенный орган с заявлениями (письмами от 29.06.2015 №№ 290615-1, 290615-2, 290615-3) о внесении изменений в графы 36, 44, 47, В эти ДТ. По вышеуказанному спорному товару заявлена преференция в виде освобождения от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) 18%.

Решением таможни, изложенным в письме от 07.07.2015 № 10-14/18624, обществу отказано во внесении изменений в спорные ДТ после выпуска товаров со ссылкой на отсутствие урегулирования на законодательном уровне механизма освобождения от налогообложения НДС в отношении товаров медицинского назначения – «медицинские изделия».

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным решения таможенного органа и обязании последнего внести изменения в названные ДТ.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд считает, что требования общества обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд считает соблюденными.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли

оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что объектом налогообложения признаётся реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.

Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 ТК ТС).

Подпунктом 1 пунктом 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, до введения в действие Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 317-ФЗ)) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

В редакции Федерального закона № 317-ФЗ подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ и с учётом подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 утверждён Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень).

Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.

Статьёй 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) вместо терминов «медицинская техника», «изделия медицинского назначения» введён новый термин «медицинские изделия».

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона № 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на «медицинское изделие».

Таким образом, существовало несоответствие терминологии, изложенной в НК РФ (указаны термины «медицинская техника», «изделия медицинского назначения»), терминологии, применяемой законом и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин «медицинские изделия»).

В настоящее время в связи с внесенными изменениями в НК РФ (в редакции Федерального закона № 317-ФЗ) указанные несоответствия устранены.

При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезённый товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.

При предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, необходимо руководствоваться Перечнем (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники), который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции (далее – ОКП).

Согласно подпункту «и» пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.

То есть, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезённого товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).

Принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.

Пунктом 1 Примечания к указанному Перечню отнесена медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом Российской Федерации порядке.

Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 также разъяснено, что принадлежность медицинской техники к упомянутому Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), утверждённого постановлением комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1993 № 301. Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Таким образом, для идентификации медицинской продукции, как медицинской техники, подлежащей освобождению от НДС, следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции.

Согласно регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 07.11.2014 № РЗН 2014/2074 ввезённый заявителем товар классифицируется по коду ОКП 94 4480 «Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма», который в свою очередь входит в группу товаров «Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма» код ОКП 94 4400.

Доказательств того, что ввезённый обществом спорный товар неправильно классифицирован по коду ОКП, таможней не представлено.

Таким образом, поскольку ввезённый обществом товар относится к группе ОКП 94 4480, не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость согласно Перечню, данный товар в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149, подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ освобождается от обложения НДС.

В соответствии с частью 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Поскольку общество представило в таможенный орган все необходимые документы для освобождения от уплаты НДС, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства.

Оспариваемое заявителем решение таможни, изложенное в письме от 07.07.2015 № 10-14/18624, об отказе внести изменения и дополнения после выпуска товаров в декларациях на товары №№ 10002010/050215/0005366, 10002010/170215/0007630, 10002010/180315/0012912, препятствует реализации права общества на внесение изменений в указанные ДТ, а также повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей (НДС), чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Судом рассмотрены в полном объёме все доводы, приведённые заинтересованным лицом, доказательств, подтверждающих их обоснованность, последним не представлено, следовательно подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение таможни, изложенное в письме от 07.07.2015 № 10-14/18624 об отказе внести изменения и дополнения после выпуска товаров в декларациях на товары №№ 10002010/050215/0005366, 10002010/170215/0007630, 10002010/180315/0012912, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя, в связи с чем, является незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

В связи с тем, что оснований для отказа внести изменения в ДТ №№ 10002010/050215/0005366, 10002010/170215/0007630, 10002010/180315/0012912 не имелось, суд, в соответствии с приведённой нормой в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, считает необходимым обязать таможню внести изменения в ДТ № 10002010/050215/0005366 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-1, в декларацию на товары № 10002010/170215/0007630 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-2, в декларацию на товары № 10002010/180315/0012912 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-3.

Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьёй 110 АПК РФ и относятся на заинтересованного лица в возмещение расходов заявителя по государственной пошлине.

Освобождение от уплаты государственной пошлины по основанию, предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 АПК РФ.

В этой связи на таможню подлежит возложению обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесённым им судебным расходам по государственной пошлине за рассмотрение настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Домодедовской таможни, изложенное в письме от 07.07.2015 № 10-14/18624 об отказе внести изменения и дополнения после выпуска товаров в декларации на товары №№ 10002010/050215/0005366, 10002010/170215/0007630, 10002010/180315/0012912.

Обязать Домодедовскую таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Р***» путём внесения дополнений и изменений в декларацию на товары № 10002010/050215/0005366 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-1, в декларацию на товары № 10002010/170215/0007630 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-2, в декларацию на товары № 10002010/180315/0012912 в соответствии с письмом от 29.06.2015 № 290615-3.

Взыскать с Домодедовской таможни в пользу закрытого акционерного общества «Р***» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

 

Судья А.Э. Денисов

 

 

 

ЧЕМ РАНЬШЕ ВЫ ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К АДВОКАТУ,
ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ БУДЕТ ЗАЩИТА

 

 

 

 

 

 

10.09.2018
01.01.2018
13.11.2015
22.07.2015
05.06.2014
23.03.2014
16.03.2014
02.02.2014
07.02.2010

Интересное: