Практика

28 июня 2017 года. Адвокатом доказана незаконность решения Балтийской таможни о взыскании дополнительных денежных средств по налогу на добавленныю стоимость(НДС)

28 июня 2017 года. Адвокатом доказана незаконность решения Балтийской таможни о взыскании дополнительных денежных средств по налогу на добавленныю стоимость(НДС)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

( и з в л е ч е н и е )

г. Санкт-Петербург

28 июня 2017 года Дело №А56-84217/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.

при участии:
от заявителя: Приданова А.Н. по доверенности от 28.04.2017
от заинтересованного лица: Баладиной Е.С. по доверенности от 29.12.2016

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балтийской таможни (регистрационный номер 13АП-9657/2017) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2017 по делу № А56-84217/2016 (судья Терешенков А.Г.), принятое по заявлению ООО «М***» к Балтийской таможне о признании незаконными решений таможенного органа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «М***» (далее – ООО «М***», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Балтийской таможни (далее – Таможня) от 13.10.2016 по результатам таможенной проверки №10216000/210/13106/Т0271/003 и о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10216100/010316/0014685 для товара №1, требования таможни об уплате таможенных платежей от 19.10.2016 № 2657, обязании Балтийской таможни восстановить нарушенные права общества путем возврата из федерального бюджета излишне уплаченных платежей в сумме 24 948,25 рублей.

Решением суда первой инстанции заявленные ООО «М***» требования удовлетворены. Признано недействительным решение Балтийской таможни решение от 13.10.2016 по результатам таможенной проверки № 10216000/210/13106/Т0271/003; решение от 13.10.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации № 10216100/010316/0014685 на товары для товара № 1; требование от 19.10.2016 № 2657. Суд обязал Балтийскую таможню восстановить нарушенные права ООО «М***» путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей и пеней в общей сумме 24948,25 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.

Не согласившись с решением суда, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием вывода судафактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что таможенный орган оценивал представленную обществом декларацию для таможенного оформления товара в соответствии с заявленной процедурой, с учетом внесенных в действующее законодательство изменений.

Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил вотзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым договором от 26.07.2006 № 62, заключенным между компанией «VALENTINE INTERNATIONAL LTD.», Тайвань (Китай), в регионе деятельности Балтийской таможни ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления товар № 1 «приспособления ортопедические, код ОКП 939670, костыли подмышечные, ввозятся в качестве технических средств, используемых для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности, производитель VALENTINE INTERNATIONAL LTD., ТАЙВАНЬ (КИТАЙ), (далее - товар № 1).
В целях декларирования товара обществом на таможенный пост Балтийской таможни подана декларация на товар (ДТ) № 10216100/010316/0014685.
В графе 44 указанной ДТ декларантом заявлен классификационный код 9021101000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза и Перечнем документов, подтверждающих заявленную классификацию товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе декларацию о соответствии № РОСС ТW.МЕ77.Д00350 от 16.05.2014 сроком действия до 15.05.2019, регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росзддавнадзор) от 21.06.2011 № ФСЗ 2011/09872.
Декларантом при подаче таможенной декларации и таможенном декларировании товара № 1 по ДТ №10216100/010316/0014685 было заявлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с ввозом изделий медицинской техники (раздел 4.4.1 Классификатора льгот по уплате таможенных платежей, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, Приложение № 7):
- в графе 36 «Преференция» указана преференция по виду платежей «0000-ХТ», освобождение от уплаты НДС;
- в графе 47 в разделе «СП» (способ платежа) указано «УН» (условные начисления).
Выпуск товаров по спорной ДТ в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуска для внутреннего потребления» осуществлен таможней 01.03.2016.
13.10.2016 Балтийской таможней подписан и утвержден акт камеральной проверки № 10216000/210/131016/А0271.
В акте камеральной проверки от 13.10.2016 № 10216000/210/131016/А0271 по нескольким таможенным декларациям, в том числе по ДТ №10216100/010316/0014685 (товар № 1), указано о невозможности предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в размере 18 % для товара № 1 по таможенной декларации №10216100/010316/0014685, поскольку законодательством Российской Федерации разграничены понятия регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику.
В связи с этим Балтийской таможней приняты решение №10216000/210/13106/Т0271/003, решение о внесении изменений от 13.10.2016, требование № 2657 в связи с неправомерным освобождением от уплаты НДС в отношении товара № 1, задекларированного ООО «М***» по ДТ №10216100/010316/0014685 и отказано в предоставлении освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в размере 18 % для товара № 1 по таможенной декларации ДТ №10216100/010316/0014685, Балтийской таможней составлена корректировка декларации на товары, внесены изменения и дополнения в сведения, указанные в декларации на товары.
В соответствии с выставленным таможней требованием ООО «М***» обязано уплатить дополнительные таможенные платежи по налогу на добавленную стоимость (НДС) по товару № 1 по ДТ №10216100/010316/0014685 в размере 23 048,66 рублей, пени по НДС в размере 1 899,59 рублей. Общая сумма дополнительно уплаченных денежных средств составляет 24 948,25 рублей.
Посчитав акты таможенного органа незаконными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые решения таможенного органа и требование, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
- таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров;
- лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру.
Согласно пункту 2 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).
До 1 января 2014 года к таким товарам относится, в частности, важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника (абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
С 1 января 2014 года в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ) вместо терминов «медицинская техника», «изделия медицинского назначения» без изменения содержания изделий введен новый термин «медицинские изделия».
При этом Закон №323-ФЗ содержится только термин «медицинские изделия».
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 4 статьи 38 Закона № 323-ФЗ с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий). Данными Правилами государственной регистрации медицинских изделий предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на «медицинское изделие».
Согласно п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий факт государственной регистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением, которое действует бессрочно.
Подпунктом б) пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, действительны и подлежат замене до 1 января 2017 года на регистрационные удостоверения по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Материалами дела подтверждается, что товар ввезен и оформлен в Балтийской таможне - 01 марта 2016 года.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Пункт 20 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 №1042 включает «Трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры)», имеющие код ОКП 939670 и код ТН ВЭД «из 6602 00 000 0, из 7326, из 9021 10 100 0, из 9403».
Согласно Примечанию 1 к Перечню медицинских товаров «Для целей применения раздела 1 настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93».
Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 утвержден «ОК 005-93.
Из материалов дела следует, что товар №1 по ДТ № 10216100/010316/0014685 «приспособления ортопедические, костыли подмышечные, ввозятся в качестве технических средств, используемых для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности, производитель VALENTINE INTERNATIONAL LTD.», Тайвань (Китай)» одновременно имеет код товара ОКП 939670, имеет код товара ТН ВЭД ЕАЭС 9021101000, имеет регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 21.06.2011 № ФСЗ 2011/09872.
В силу подпункта «и» пункта 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
Таким образом, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии). Для освобождения от уплаты налога в государственный орган необходимо представить регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно регистрационному удостоверению на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 21.06.2011 № ФСЗ 2011/09872, Декларации о соответствии № РОСС TW.ME77.D00350 от 16.05.2014 до 15.05.2019, ввезенный ООО «М***» товар № 1 относится к коду ОКП 939670.
Письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2002 №04-03-05/10, разъяснено, что принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).
Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Исходя из разъяснений письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.10.2013 №21000359/25-3 определение «медицинские изделия» включает в себя понятия «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника», до внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации при применении льготного налогообложения необходимо руководствоваться кодами по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП).
Согласно письму от 07.03.2014 № 03-07-15/9936 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ (письмо ФНС от 04.04.2014 №ГД-4-3/6155) следует, что «до 1 января 2014 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
При этом Перечень такой техники утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года № 19. Примечанием № 1 к указанному перечню предусмотрено, что к перечисленной в перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в порядке, установленном Минздравом России.
Судом первой инстанции оценены указанные обстоятельства и сделан правильный вывод, как до 1 января 2014 года, так и после этой даты освобождение от налога на добавленную стоимость применяется при реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники и на медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19.
Следовательно, ввезенный ООО «М***» товар № 1 имеет код ОКП 939670, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 9021101000, относится к медицинским товарам, включенным в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042, данный товар в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149, подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, заявитель имел право воспользоваться освобождением от уплаты НДС в размере 18 % при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара № 1.
Суд обоснованно указал, что само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.
При предоставлении освобождения от налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, следует руководствоваться Перечнем (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники), который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, несоответствие терминологии, изложенной в Налоговом кодексе Российской Федерации, терминологии, изложенной в Законе № 323-ФЗ и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин «медицинские изделия»), устранены в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ.
Применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ взаимосвязано и поставлено в зависимость от наличия регистрационного удостоверения на товары, включенные в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042, которым утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость заменяет и отменяет постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сведения о товаре № 1 по ДТ №10216100/010316/0014685 во внешнеторговом контракте совпадают со сведениями в инвойсе и в транспортных документах. Таможней не представлены доказательства недостоверности вышеуказанных документов.

В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Доводы таможенного органа, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию, изложенную в отзыве на заявление, которой судом дана объективная оценка.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме оценил все обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2017 по делу № А56-84217/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Борисова Г.В.

Судьи Лопато И.Б.
Семенова А.Б.

21.07.2017
28.04.2017
13.11.2015
22.07.2015
05.06.2014
23.03.2014
16.03.2014
02.02.2014
07.02.2010

Интересное: