Практика

19 марта 2018 года. Признано незаконным решение Московской областной таможни по оставлению без рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей

19 марта 2018 года. Признано незаконным решение Московской областной таможни по оставлению без рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

19 марта 2018 г.     Дело № А40-17296/18-121-117

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2018 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе
Председательствующего судьи Е.А. Аксеновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания Е.В. Каркавцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
АО «Б***» (ОГРН 102***, ИНН 7714***, дата регистрации ***.2002, 125284, г.Москва, ***)
К Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251, ИНН 7735573025, дата регистрации 03.11.2010, 124498, Москва, г.Зеленоград, Георгиевский проспект, д.9)
О признании незаконным решения от 15.01.2018 №17-25/00899, обязании устранить нарушенное право

при участии:
от заявителя Приданов А.Н., по дов. от 17.01.2018 б/н, паспорт,
от ответчика – Родин А.В., по дов. от 15.12.2017 №03-17/289, удост.

УСТАНОВИЛ:

АО «Б***» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни от 15.01.2018 №17-25/00899 о возврате без рассмотрения заявления АО «Б***» о возврате излишне уплаченных денежных средств в отношении облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% медицинских изделий.
Представитель заявителя явился в судебное заседание, заявленные требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица явился в судебное заседание, возражает против удовлетворения заявления по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения представителя заявителя, позицию ответчика, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, решением, выраженном в письме от 15.01.2018 №17-25/00899, таможенный орган без рассмотрения возвратил Обществу заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств со ссылкой на отсутствие в представленном комплекте документов, документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по декларациям на товары № 10013042/041017/0002203, 10013042/070717/0000180, 10130032/241016/0009397, 10130032/160516/0003976, 10130032/161115/0009224, 10130090/040815/0032023. Не согласившись с решением таможенного органа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд руководствуется следующим.
Из представленных материалов дела усматривается, что по внешнеторговому контракту №03/2012 от 10.10.2012, заключенному ЗАО «Б***» с компанией «TERUMO EUROPE N.V.» Бельгия, ввезен товар – медицинское изделие «Магистрали экстракорпорального кровообращения для оксигенератора CAPIOX, код ОКП 939377, производитель «TERUMO UK», UNITED KINGDOM, код ТН ВЭД 9018 90 5009, который задекларирован по таможенным декларациям, №№ товар №2 по ДТ №10013042/041017/0002203, товар №2 по ДТ №10013042/070717/0000180, товар №2 по ДТ №10130032/241016/0009397, товар №2 по ДТ №10130032/160516/0003976, товар №2 по ДТ №10130032/161115/0009224, товар №2 по ДТ №10130090/040815/0032023.
При декларировании и выпуске указанного товара льготы по уплате налога на добавленную стоимость не заявлялись, и было указано применение ставки налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18%, во всех указанных таможенных декларациях для товаров №2 в графе 36 «Преференция» указано «ОООО-ОО».
Судом при рассмотрении настоящего спора установлено, что в отношении товара №2, заявленного в ДТ №№ 10013042/041017/0002203, 10013042/070717/0000180, 10130032/241016/0009397, 10130032/160516/0003976, 10130032/161115/0009224, 10130090/040815/0032023 «Магистрали экстракорпорального кровообращения для оксигенератора CAPIOX, код ОКП 939377, производитель «TERUMO UK», UNITED KINGDOM, код ТН ВЭД 9018 90 5009 имеется Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 19.08.2014г. №ФСЗ 2010/06011.
Товар имеет код Общероссийского классификатора продукции ОКП 939377, классифицирован кодом ТН ВЭД 9018905009, и в соответствии с п.п. 4 п.2 ст.164 НК РФ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 №688 облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза. В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", согласно ст. ст. 147 и 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов. И только после соблюдения данной процедуры возможно дальнейшее обращение плательщика в суд.
Таким образом, на декларанта возложена обязанность изначально обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В рассматриваемом случае, Общество с соблюдением требований действующего законодательства обратилось с соответствующим заявлением в таможенный орган.
К заявлению о возврате авансовых платежей от 13.12.2017 г. Обществом были приложены следующие документы: Платежные поручения, банковская справка о расчетных счетах, копии таможенных деклараций, копия Регистрационного удостоверения на медицинское изделие Росздравнадзора от 19.08.2014 №ФСЗ 2010/06011, корректировки деклараций на товары, и иные документы.
Как обоснованно отмечает заявитель, заявление от 13.12.2017 б/н о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, было составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520.
Оставляя заявление Общества без рассмотрения, таможенным органом не учтено следующее.
Согласно п.п. 3 п.1 ст.70 ТК ТС к таможенным платежам относятся, в числе прочих, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу п.4 ст.76 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза (п.1 ст.77 ТК ТС).
В соответствии с п.п.4 п.2 ст.164 НК РФ налогообложение производится по ставке 10% в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственные субстанции, в том числе, внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения.
Указанной нормой предусмотрено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 №688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утверждены перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
Исходя из изложенного, для применения ставки 10 процентов НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской федерации со ссылкой на один из 2 источников – Общероссийский классификатор продукции или ТН ВЭД.Данный вывод соответствует позиции, изложенной в п.20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», согласно которому для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников – Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Согласно примечанию 1 Перечня ТН ВЭД Постановления №688 коды ТН ВЭД, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения. Таким образом, для применения налоговой ставки 10 процентов необходимо иметь подтверждение соответствия товара определенному коду медицинских товаров и регистрационное удостоверение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий. Данными правилами государственной регистрации медицинских изделий предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на «медицинское изделие».
Согласно п.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий – факт государственной регистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением, которое действует бессрочно.
В силу п.п «и» п.56 правил государственной регистрации медицинских изделий в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия. С учетом изложенного, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является регистрационное удостоверение. Следует отметить, что для освобождения от уплаты налога нужно представить в государственный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Минфин России ранее разъяснял, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней.

В письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 №2510/2698-02-23 и Министерства финансов РФ от 06.03.2002 №04-03-05/10 разъяснено, что принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции, освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Согласно Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.10.2013 №21000359/25-3 определение «Медицинские изделия» включает в себя понятия «изделие медицинского назначения» и «медицинская техника» до внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации при применении льготного налогообложения необходимо руководствоваться кодами по Общероссийскому классификатору продукции.
В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
При рассмотрении настоящего спора, суд приходит к выводу, что заявителем в адрес таможенного органа совместно с заявлением был представлен полный перечень документов для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм НДС. Довод таможенного органа о том, что в представленных Обществом документах отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты налога на добавленную стоимость в размере 420 000,44 руб. по таможенным декларациям №№№ 10013042/041017/0002203, 10013042/070717/0000180, 10130032/241016/0009397, 10130032/160516/0003976, 10130032/161115/0009224, 10130090/040815/0032023 суд признает ошибочным и отклоняет.
Таким образом, заявитель предоставил полный и надлежащий пакет документов, необходимых для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин (налогов), а оставление Московской областной таможней заявления без рассмотрения является необоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Госпошлина, оплаченная заявителем в размере 3 000 руб., подлежит взысканию с заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Московской областной таможни от 15.01.2018 №17-25/00899.

Обязать Московскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Б***» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 420 000,44 руб.

Проверено на соответствие таможенному законодательству.

Взыскать с Московской областной таможни в пользу АО «Б***» госпошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд города Москвы в месячный срок.

Судья Е.А. Аксенова
01.01.2018
28.04.2017
13.11.2015
22.07.2015
05.06.2014
23.03.2014
16.03.2014
02.02.2014
07.02.2010

Интересное: