Практика

7 сентября 2018 года. Признано незаконным решение Московской таможни о возврате заявления без рассмотрения

 7 сентября 2018 года. Признано незаконным решение Московской таможни о возврате заявления без рассмотрения

 

 

МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ

Юридическая помощь адвоката

 

 

 

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru


Р Е Ш Е Н И Е
( и з в л е ч е н и е )

Именем Российской Федерации
г. Москва

07 сентября 2018 года     Дело № А40-136016/18-122-1735

Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2018 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Д***» (ОГРН ***, ИНН ***, 121614, г. Москва, ***)
к Московской таможне (ОГРН 5087746672800, ИНН 7728679951, 117647, г. Москва, ул.Профсоюзная, д. 125, дата регистрации 25.12.2008)
о признании незаконным решения от 28.05.2018 года № 17-12/15832
при участии:
от заявителя – Приданов А.Н., дов. от 18.04.2018 г.
от ответчика – Таналина Я.К., удост. №075242, дов. от 28.12.2017 г. №04-17/210

УСТАНОВИЛ:

АО «Д***» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской таможни от 28.05.2018 года № 17-12/15832 о возврате заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств в отношении облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% медицинских изделий.
Представитель заявителя явился в судебное заседание, требования поддержал.Представитель заинтересованного лица явился в судебное заседание, возражал против удовлетворения заявления по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения представителя заявителя, позицию ответчика, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности. 
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из заявления, Решением от 28.05.2018г. № 17-12/15832 «О возврате заявления» Московской таможней отказано в возврате излишне уплаченных денежных средств по заявлению АО «Д***» с комплектом документов от 23.05.2018г. № 23052018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (входящий Московской таможни от 23.05.2018 года № 9588) по таможенным декларациям ДТ №№ 10129052/040516/0008896, 10129052/040416/0006330, 10129052/030216/0001750, 10129052/141215/0025139, 10129052/071015/0019690, 10129052/190815/0015895, 10129052/080715/0012549, 10129052/250515/0008966 в размере 129703,74 рублей со ссылкой на то что «в предоставленных совместно с заявлением о возврате платежей Корректировках декларации на товары (КДТ) отсутствуют отметки таможенного органа и код товара 382100000 ТН ВЭД ЕАЭС не входит в перечень медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%».
Не согласившись с решением таможенного органа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд руководствуется следующим.
По внешнеторговому контракту № 10/09/S от 07 июля 2009 года, заключенному АО «Д***» с компанией «SCHARLAB, S.L» Испания, ввезен товар – Медицинское изделие «Среды питательные и добавки к питательным средам для микробиологии,
производитель SCHARLAB, S.L., «Шарлаб, СЛ.» Испания, КОД ОКП 938500, КОД ТН ВЭД 3821000000», который задекларирован АО «ДАНИЕС» по таможенным декларациям ДТ: товар № 1 по ДТ № 10129052/040516/0008896, товар № 1 по ДТ № 10129052/040416/0006330, товар № 1 по ДТ № 10129052/030216/0001750, товар № 1 по ДТ № 10129052/141215/0025139, товар № 1 по ДТ № 10129052/071015/0019690, товар № 1 по ДТ № 10129052/190815/0015895, товар № 1 по ДТ № 10129052/080715/0012549, товар № 1 по ДТ № 10129052/250515/0008966 При декларировании и выпуске указанного товара льготы по уплате налога на добавлению стоимость не заявлялись и было указано применение ставки налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 % , во всех указанных таможенных декларациях для товара № 1 в графе 36 «Преференция» указано «ОООО-ОО». 
В связи с тем, что в отношении товара № 1 по ДТ № 10129052/040516/0008896, товара № 1 по ДТ № 10129052/040416/0006330, товара № 1 по ДТ № 10129052/030216/0001750, товара № 1 по ДТ № 10129052/141215/0025139, товара № 1 по ДТ № 10129052/071015/0019690, товара № 1 по ДТ № 10129052/190815/0015895, товара № 1 по ДТ № 10129052/080715/0012549, товара № 1 по ДТ № 10129052/250515/0008966 «Среды питательные и добавки к питательным средам для микробиологии, производитель SCHARLAB, S.L., «Шарлаб, СЛ.» Испания, КОД ОКП 938500, КОД ТН ВЭД 3821000000» имеется Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 28 ноября 2011 года № ФСЗ 2011/11139, товар имеет код Общероссийского классификатора продукции ОКП 938500, товар классифицирован кодом ТНВЭД 3821000000, и, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.
АО «Д***» в Московскую таможню с предъявлением Регистрационного удостоверения на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 28 ноября 2011 года № ФСЗ 2011/11139 было направлено Заявление от 23.05.2018г. № 23052018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (входящий Московской таможни от 23.05.2018 года № 9588) с комплектом прилагаемых документов, подтверждающее факт излишней уплаты налогов.
Также в Заявлении от 23.05.2018г. № 23052018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (входящий Московской таможни от 23.05.2018 года № 9588) указано, что в данный таможенный орган ранее предоставлялись документы, заверенные нотариально (совместно с заявлением с входящим № 24018 от 28.12.2017г) и в них отсутствуют изменения.
Заявление от 23.05.2018г. № 23052018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (входящий Московской таможни от 23.05.2018 года № 9588) было составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520 и подписано генеральным директором АО «ДАНИЕС» Кулаковой С.А.
Согласно данному Заявлению от 23.05.2018г. № 23052018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (входящий Московской таможни от 23.05.2018 года № 9588) в отношении товара № 1 по ДТ № 10129052/040516/0008896, товара № 1 по ДТ № 10129052/040416/0006330, товара № 1 по ДТ № 10129052/030216/0001750, товара № 1 по ДТ № 10129052/141215/0025139, товара № 1 по ДТ № 10129052/071015/0019690, товара № 1 по ДТ № 10129052/190815/0015895, товара № 1 по ДТ № 10129052/080715/0012549, товара № 1 по ДТ № 10129052/250515/0008966 был быть произведен перерасчет таможенных платежей при изменении ставки НДС с 18% на 10%, для данных товаров должна была быть указана в графе 36 «Преференция» ОООО-ЛМ, представлены изменения в графы таможенных деклараций.
Также представлена «Корректировка декларации на товары, КДТ» для каждой таможенной декларации.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза. В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) излишне
уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", согласно ст. ст. 147 и 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов. И только после соблюдения данной процедуры возможно дальнейшее обращение плательщика в суд.
Таким образом, на декларанта возложена обязанность изначально обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В рассматриваемом случае, Общество с соблюдением требований действующего законодательства обратилось с соответствующим заявлением в таможенный орган.
В соответствии с п.п.4 п.2 ст.164 НК РФ налогообложение производится по ставке 10% в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственные субстанции, в том числе, внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения.
Указанной нормой предусмотрено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 №688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утверждены перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
Исходя из изложенного, для применения ставки 10 процентов НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской федерации со ссылкой на один из 2 источников – Общероссийский классификатор продукции или ТН ВЭД.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», согласно которому для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников – Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Согласно примечанию 1 Перечня ТН ВЭД Постановления №688 коды ТН ВЭД, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Таким образом, для применения налоговой ставки 10 процентов необходимо иметь подтверждение соответствия товара определенному коду медицинских товаров и регистрационное удостоверение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий. Данными правилами государственной регистрации медицинских изделий предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на «медицинское изделие».
Согласно п.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий – факт государственной регистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением, которое действует бессрочно.
В силу п.п «и» п.56 правил государственной регистрации медицинских изделий в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
С учетом изложенного, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является регистрационное удостоверение.
Следует отметить, что для освобождения от уплаты налога нужно представить в государственный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Минфин России ранее разъяснял, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в
котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней. 
В письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 №2510/2698-02-23 и Министерства финансов РФ от 06.03.2002 №04-03-05/10 разъяснено, что принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции, освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Согласно Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.10.2013 №21000359/25-3 определение «Медицинские изделия» включает в себя понятия «изделие медицинского назначения» и «медицинская техника» до внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации при применении льготного налогообложения необходимо руководствоваться кодами по Общероссийскому классификатору продукции.
При рассмотрении настоящего спора, суд приходит к выводу, что заявителем в адрес таможенного органа совместно с заявлением был представлен полный перечень документов для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм НДС.
Довод таможенного органа о том, что в представленных Обществом документах отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты налога на добавленную стоимость, суд признает ошибочным и отклоняет.
Таким образом, заявитель предоставил полный и надлежащий пакет документов, необходимых для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин (налогов), а отказ Московской таможни от возврата денежных средств является необоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Судом установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения по
настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке путем возврата АО «ДАНИЕС» излишне уплаченного налога в размере 129703 руб. 74 коп.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Госпошлина, оплаченная заявителем в размере 3 000 руб., подлежит взысканию с заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Московской таможни о возврате заявления от 28.05.2018 г. № 17-12/15832.
Обязать Московскую таможню в течение 10 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя путем возврата АО «Д***» излишне уплаченного налога в размере 129703 руб. 74 коп.
Взыскать с Московской таможни в пользу АО «Д***» расходы по оплате госпошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Е.Девицкая

10.09.2018
01.01.2018
13.11.2015
22.07.2015
05.06.2014
23.03.2014
16.03.2014
02.02.2014
07.02.2010

Интересное: