Практика

11 декабря 2018 года. В суде апелляционной инстанции адвокатом доказана и подтверждена неправомерность решения Московской таможни по взысканию дополнительных таможенных платежей

11 декабря 2018 года. В суде апелляционной инстанции адвокатом доказана и подтверждена неправомерность решения Московской таможни по взысканию дополнительных таможенных платежей
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№09АП-55981/2018

( и з в л е ч е н и е )

г.Москва          Дело №А40-136016/18

11 декабря 2018 года


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2018, принятое судьей Н.Е.Девицкой (122-1735)по делу №А40-136016/18 по заявлению АО «Д***» (ОГРН 102***, ИНН 77***) к Московской таможне о признании незаконным решения,

при участии:
от заявителя: Приданов А.Н. по дов. от 18.04.2018;
от ответчика: Таналина Я.К. по дов. от 28.12.2017;

У С Т А Н О В И Л:

АО «Д***» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Московской таможни (далее также – ответчик, таможенный орган) от 28.05.2018 №17-12/15832 о возврате заявления.
Решением суда от 07.09.2018, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь в обоснование на законность оспариваемого решения таможенного органа.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изложенные в жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта №10/09/S от 07.07.2009, заключенного АО «Д***» с компанией «SCHARLAB, S.L» Испания, на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар – медицинское изделие «Среды питательные и добавки к питательным средам для микробиологии, производитель SCHARLAB, S.L., «Шарлаб, С.Л.» Испания, КОД ОКП 938500, КОД ТН ВЭД 3821000000», задекларированный по декларациям на товары (далее также – ДТ) №№10129052/040516/0008896, 10129052/040416/0006330, 10129052/030216/0001750, 10129052/141215/0025139, 10129052/071015/0019690, 10129052/190815/0015895, 10129052/080715/0012549, 10129052/250515/0008966.
При декларировании и выпуске указанного товара льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее также – НДС) Обществом не заявлялись, было указано применение НДС по налоговой ставке 18%, во всех указанных таможенных декларациях для товара №1 в графе 36 «Преференция» указано «ОООО-ОО».
В связи с тем, что согласно подп.4 п.2 ст.164 Налогового кодекса РФ и постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 №688 означенный товар (в отношении которого имеется Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 28.11.2011 №ФСЗ 2011/11139, товар имеет код ОКП 938500 и классифицирован кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3821000000) облагается НДС по налоговой ставке 10%, Общество обратилось в Московскую таможню с заявлением от 23.05.2018 №23052018 (вх. от 23.05.2018№9588) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов с приложением Регистрационного удостоверения на медицинское изделие и комплекта документов, подтверждающих факт излишней уплаты налогов.
В своем заявлении Общество также указало, что в таможенный орган ранее предоставлялся перечень документов, заверенных нотариально (совместно с заявлением с вх. №24018 от 28.12.2017), и изменения в них отсутствуют.
Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520, и подписано генеральным директором Общества К***.
Согласно данному заявлению Общества в отношении товара №1 должен был быть произведен перерасчет таможенных платежей при изменении ставки НДС с 18% на 10%, для данных товаров должна быть указана в графе 36 «Преференция» ОООО-ЛМ, представлены изменения в графы таможенных деклараций.
Обществом также была представлена «Корректировка декларации на товары, КДТ» для каждой таможенной декларации.
Письмом от 28.05.2018 №17-12/15832 Московская таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 129 703, 74 руб., указав, что в КТД отсутствуют отметки таможенного органа, а код ТН ВЭД ЕАЭС 3821000000 не входит в перечень медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения АО «Д***» с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных АО «Д***» требований. Согласно ст.89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств предусмотрен главой 17 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.147 данного Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
К такому заявлению должны прилагаться, в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов (подп.3 п.2 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ).
Вместе с тем положения подп.3 п.2 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ конкретного перечня документов, отвечающих понятию таких оказательств, не содержат. Декларант вместе с заявлением на возврат должен представить любые документы, которые, по его мнению, подтверждают излишнюю уплату или излишнее взыскание таможенных пошлин, налогов.
Налоговые ставки и случаи их применения определены статьей 164 НК РФ.
Перечень товаров, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10%, установлен п.2 ст.164 НК РФ.
При этом в данный перечень согласно подп.4 п.2 ст.164 НК РФ входят медицинские изделия, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По налоговой ставке 18% налогообложение производится в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ (п.3. ст.164 НК РФ).
Пунктом 2 указанной статьи также предусмотрено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 №688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утверждены перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
Таким образом, для применения ставки 10% НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой на один из двух источников – ОКП или ТН ВЭД.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в п.20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
Согласно письму Минфина России от 03.06.2015 №03-07-07/32008 о применении ставки НДС 10% в отношении медицинских товаров, ввозимых и реализуемых в РФ, следует руководствоваться п.20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в соответствии с которым применение ставки НДС в размере 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п.2 ст.164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников – ОКП или ТН ВЭД ТС.
В соответствии с примечанием 1 перечня кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную с тоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, приведенные в настоящем перечне коды применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Следовательно, для применения налоговой ставки 10% необходимо иметь подтверждение соответствия товара определенному коду медицинских товаров и регистрационное удостоверение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинское изделие.
В силу п.6 означенных Правил факт государственной регистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением, которое действует бессрочно.
На основании п.п.«и» п.56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
При таких обстоятельствах единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является регистрационное удостоверение.
При этом необходимо отметить, что для освобождения от уплаты налога в государственный орган нужно представить регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Минфином России ранее было разъяснено, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней.
В письмах Минздрава России от 25.03.2002 №2510/2698-02-23 и Минфина России от 06.03.2002 №04-03-05/10 разъяснено, что принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня – на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции, освобождаются от НДС.
В соответствии с письмом Минздрава России от 21.10.2013 №21000359/25-3 определение «медицинские изделия» включает в себя понятия «изделие медицинского назначения» и «медицинская техника». До внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации при применении льготного налогообложения необходимо руководствоваться кодами по Общероссийскому классификатору продукции.
При таких данных, учитывая наличие выданного в установленном порядке регистрационного удостоверения, которое классифицирует задекларированный Обществом товар по коду ОКП как медицинское изделие, ответчик не доказал необходимость применения в отношении указанного товара ставки в размере 18%, а изложенные в оспариваемом решении выводы таможенного органа о правомерном применении такой ставки являются необоснованными, противоречат представленным заявителем документам, а также нормам таможенного и налогового законодательства.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, анализ представленных заявителем таможенному органу документов, приложенных к заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, в своей совокупности позволяет сделать вывод о том, что Общество представило таможенному органу полный перечень документов, необходимый для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм НДС.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для отказа Обществу в возврате денежных средств.
Обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, таможенным органом в нарушение требований ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не доказаны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа противоречит нормам таможенного законодательства и нарушает права заявителя, на которого возложена дополнительная обязанность по уплате НДС в завышенном размере.
На основании ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, является правомерным вывод суда о том, что требования Общества об оспаривании решения Московской таможни от 28.05.2018 №17-12/15832 о возврате заявления подлежат удовлетворению согласно ч.2 ст.201 АПК РФ с обязанием таможенного органа в силу п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Д***» путем возврата излишне уплаченного налога в размере 129 703, 74 руб.
Доводы таможенного органа, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности его доводов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2018 по делу №А40-136016/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Е.В.Пронникова
Судьи: С.Л.Захаров
И.В.Бекетова


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
01.10.2019
01.10.2019
10.09.2018
22.07.2015
05.06.2014
23.03.2014
16.03.2014
02.02.2014
07.02.2010

Интересное: