Практика

30 июля 2010 года. Адвокатом доказана неправомерность решений ФТС, Зеленоградской таможни

30 июля 2010 года. Адвокатом доказана неправомерность решений ФТС, Зеленоградской таможни


Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996

 

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

( и з в л е ч е н и е ) 

г. Москва

«30» июля 2010г. Дело № А41-43278/09

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2010г.

Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2010г.

 

 Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Суворовой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Г***» к Зеленоградской таможне, Федеральной таможенной службе РФ о признании постановления по делу об административном правонарушении от 27.03.2009 № 10125000-093/09, решения от 20.10.2009 № 10000000/62Ю/77А незаконными и их отмене,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Приданов А.Н., доверенность от 17.08.2009;

от Зеленоградской таможни – Лебедева Н.В., доверенность от 28.12.2009;

от Федеральной таможенной службы РФ – уведомлены, не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Г***» (далее – ООО «Г***», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Зеленоградской таможни (далее – таможенный орган) по делу об административном правонарушении от 27.03.2009 № 10125000-093/09, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и решения Федеральной таможенной службы от 20.10.2009 № 10000000/62Ю/77А.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель таможенного органа с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву.

Представитель Федеральной таможенной службы РФ, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о возможности рассмотрении дела без его участия.

Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя Федеральной таможенной службы РФ извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 12.12.2008 декларантом ООО «Г***» на Вашутинский таможенный пост Зеленоградской таможни подана грузовая таможенная декларация (ГТД) №10125170/121208/0011457, согласно которой к таможенному оформлению представлен товар № 3: игрушечные пластмассовые машины со встроенным двигателем и дистанционным проводным управлением, модель EV8063 (192 шт), код ТН ВЭД России 9503 00 810 0.

По результатам изучения должностным лицом Вашутинского таможенного поста Зеленоградской таможни документов, приложенных к ГТД, а также результатов таможенного досмотра товара (акт таможенного досмотра №10125170/121208/001439) установлено, что управление вышеуказанными изделиями осуществляется посредством радиоэлектронных средств, в связи с чем их ввоз на территорию Российской Федерации осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 643 «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)».

Поскольку на момент подачи ГТД №10125170/121208/0011457 соответствующее разрешение у ООО «Г***» отсутствовало, 19.12.2008 Зеленоградской таможней выставлено требование о необходимости представления разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, и корректировки сведений в графе 44 ГТД № 10125170/121208/0011457 в срок до 19.01.2009, который был продлен по заявлению ООО «Г***» до 28.01.2009.

Требование таможенного органа ООО «Г***» в установленный срок не исполнено. По факту несоблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации старшим государственным таможенным инспектором Вашутинского таможенного поста Зеленоградской таможни П.А. Никифоровым в отношении ООО «Г***» 02.02.2009 возбуждено дело об административном правонарушении № 10125000-093/09 по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

02.03.2009 главным инспектором ОАР Зеленоградской таможни в отношении ООО «Г***» составлен протокол об административном правонарушении № 10125000-093/09, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с участием генерального директора общества (т. 2 л.д. 140-143).

Постановлением от 27.03.2009, вынесенным и.о. начальника Зеленоградской таможни Д.В. Алексановым, ООО «Г***» признано виновным в совершении правонарушения по ч. 1 ст 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек.

На данное постановление обществом 11.06.2009 в Федеральную таможенную службу была подана жалоба, которая решением от 20.10.2009 № 10000000/62ю/77А оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением от 20.10.2009 № 10000000/62ю/77А и постановлением по делу об административном правонарушении от 27.03.2009 № 10125000-093/09 административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

Арбитражным судом установлено, что законный представитель общества надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст.16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, является несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Субъективной стороной данного правонарушения является наличие вины в форме умысла или неосторожности.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе) - ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации -фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 № 643 «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» утверждено Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) (далее – Положение).

Согласно ст. 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, несут если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

В соответствии с п. 1 ст. 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.

Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров (что было и выполнено Зеленоградской таможней 15.12.2008 при выдаче требования о представлении обществом дополнительных документов).

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 349 ТК РФ представление таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, является условием выпуска товара.

Таким образом, таможенное законодательство обеспечивает возможность представления отсутствующих, но необходимых для выпуска документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в процессе таможенного оформления таможенной декларации после ее приема и регистрации (что и было выполнено ООО «Г***» путем предоставления Зеленоградской таможне Протокола № 09-МРД-015 от 29.01.2009.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под выпуском понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. В этой связи выпуск товаров свидетельствует о факте завершения таможенного оформления и определяет момент, начиная с которого лицо вправе пользоваться и распоряжаться товарами.

Товар, таможенное оформление которого осуществлялось по ГТД № 10125170/121208/0011457 находился на складе временного хранения под контролем Зеленоградской таможни.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Таким образом, перемещенный через таможенную границу товар не считается находящимся в гражданском обороте, не считается ввезенным в Российскую Федерацию и не может быть использован на территории Российской Федерации, пока не будет выпущен таможенными органами в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Выпуск товаров для внутреннего потребления но ГТД №10125170/121208/0011457, в том числе товара № 3, не осуществлялся.

В отношении ввозимого товара № 3 по ГТД № 10125170/121208/0011457 при составлении протокола, вынесении оспариваемого постановления №10125000-093/09 в качестве разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации у общества имелся Протокол № 09-МРД-016 от 29.01.2009 г. измерений технических параметров РЭС МРД на соответствие требованиям ГКРЧ № 07-20-03-001 от 07.05.2007 г., которым подтверждено соответствие технических характеристик игрушек моделей EV8063 требованиям решения ГКРЧ № 07-20-03-001 от 07.05.2007 , что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № 643.

В оспариваемом постановлении №10125000-093/09, имеется ссылка о предъявлении ООО «Г***» протокола измерений технических параметров РЭС МРД, также из содержания служебной записки от 09.09.2009 № 18-10/1779 следует, что указанный протокол измерений технических параметров РЭС МРД № 09-МРД-016 от 29.01.2009 был представлен в таможенный орган в день его составления.

Таким образом, по состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении от 02.03.2009 Зеленоградской таможне было известно о наличии данного протокола. Более того, названный протокол измерения технических параметров РЭС МРД был принят таможенным органом в качестве прилагаемых к ГТД документов, и по заявлению общества в соответствие со ст. 133 ТК РФ в ГТД №10125170/121208/0011457 внесены дополнительные сведения, связанные с предоставлением указанного протокола.

Довод таможенного органа в оспариваемом решении №10000000/6210/78А о том, что поскольку на момент подачи ГТД № 10125170/121208/0011457 соответствующее разрешение у OOО «Г***», отсутствовало, 15.12.2008 Зеленоградской таможней выставлено требование о необходимости предоставления разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации и корректировки сведений в графе 44 ГТД №10125170/121208/0011457 в срок до 15.01.2009. который был продлен по заявлению OOО «Г***» до 28.01.2009, однако требование таможенного органа OOО «Г***» в установленный срок не исполнено, судом не принимается, так как объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ не содержит причинно-следственной связи наступления общественно опасных последствий, связанных с нарушением срока предоставления дополнительных документов и сведений по запросу таможенного органа.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу, этого, лица.
Суд полагает, что отсутствие Протокола № 09-МРД-016 от 29.01.2009 на момент подачи и регистрации ГТД №10125170/121208/0011457, нарушение сроков предоставления дополнительных документов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

 Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление Зеленоградской таможни от 27.03.2009 № 10125000-093/09 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Г***» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ и решение Федеральной таможенной службы от 20.10.2009 № 10000000/62Ю/77А.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.А. Суворова

31.05.2022
15.04.2022
27.03.2022
04.02.2020
25.11.2019
20.11.2019
18.11.2019
14.11.2019
01.10.2019
22.07.2015
02.02.2014

Интересное: