Услуги: |
Практика01 декабря 2010 года. Адвокатом доказана неправомерность действий Федеральной таможенной службы, Зеленоградской таможни по привлечению ООО «Г***» к ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ( и з в л е ч е н и е ) г. Москва 01 декабря 2010 года Дело № А41-43278/09
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года Постановлено 01 декабря 2010 года
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н., судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г., при участии в заседании: от заявителя: Приданов А.Н. доверенность б/н от 10.08.2010, от заинтересованных лиц: от Зеленоградской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы – не явился, извещен надлежащим образом, от Федеральной таможенной службы – Шайдуко Н.В. доверенность № 15-46/09-106д от 28.12.2009, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2010 года по делу № А41-43278/09, принятое судьей Суворовой А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Г***» к Зеленоградской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы, Федеральной таможенной службе о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Г***» (далее – ООО «Г***», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Зеленоградской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы по делу об административном правонарушении от 27.03.2009 № 10125000-093/09, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и решения Федеральной таможенной службы от 20.10.2009 № 10000000/62Ю/77А. Решением от 30.07.2010 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования. Не согласившись с указанным решением, Федеральная таможенная служба обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «Г***» (покупатель) и компанией «HARRY CHAN & CO., LTD.» Китай (продавец) заключен внешнеторговый контракт от 25.12.2007 № 70CN08/001, предметом которого является поставка товаров для детей, игрушек, предметов игрового обихода, велосипедов, самокатов, сувенирной продукции, товаров для активного отдыха и занятий спортом и иных товаров в количестве, ассортименте и по ценам, указанным в приложениях на каждую партию товара. Общая сумма контракта составляет 50 000 000 долларов США (т. 2 л.д. 41 - 47). В рамках исполнения контракта от 25.12.2007 № 70CN08/001 в адрес Общества по товаросопроводительным документам: товарно-транспортной накладной от 14.10.2008 (т. 2 л.д. 18), инвойсу от 01.08.2008 (т. 2 л.д. 19) доставлен товар.
Указанный товар 31.10.2008 помещен на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «КВ Терминал» (т. 2 л.д. 21 – 22). По результатам изучения должностным лицом Вашутинского таможенного поста Зеленоградской таможни документов, приложенных к ГТД, а также результатов таможенного досмотра товара (акт таможенного досмотра №10125170/121208/001439) установлено, что управление вышеуказанными изделиями осуществляется посредством радиоэлектронных средств, в связи с чем их ввоз на территорию Российской Федерации осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 643 «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)». Поскольку на момент подачи ГТД №10125170/121208/0011457 соответствующее разрешение у ООО «Г***» отсутствовало, 19.12.2008 Зеленоградской таможней выставлено требование о необходимости представления разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, и корректировки сведений в графе 44 ГТД № 10125170/121208/0011457 в срок до 19.01.2009, который был продлен по заявлению ООО «Г***» до 28.01.2009.
Требование таможенного органа заявителем в установленный срок не исполнено. 02.03.2009 главным инспектором ОАР Зеленоградской таможни в отношении ООО «Г***» составлен протокол об административном правонарушении № 10125000-093/09, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен с участием генерального директора общества (т. 2 л.д. 140-143).
Определением от 03.03.2009 рассмотрение материалов административного дела назначено на 17.03.2009 на 14.30 (т. 2, л.д. 145). В назначенную дату в отсутствие представителя Общества таможенным органом вынесено постановление от 27.03.2009 № 10125000-093/09 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей (т. 2, л.д. 147 – 150). На данное постановление Обществом 11.06.2009 в Федеральную таможенную службу была подана жалоба, которая решением от 20.10.2009 № 10000000/62ю/77А оставлена без удовлетворения (т. 2 л.д. 184 – 188). Не согласившись с решением от 20.10.2009 № 10000000/62ю/77А и постановлением по делу об административном правонарушении от 27.03.2009 № 10125000-093/09 административного органа о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение сроков предоставления дополнительных документов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в связи с чем пришел к выводу, что постановление таможенного органа является незаконным. Выслушав присутствующих представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа по следующим основаниям. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Из диспозиции названной статьи следует, что объективной стороной данного правонарушения является несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Таким образом, ввоз товара включает в себя весь процесс от пересечения товаром таможенной границы и все последующие действия с ним до выпуска товара таможенным органом, поскольку любое действие, связанное с таможенным оформлением товара, имеет своей целью завершение таможенного оформления и, как следствие, достижение единственного возможного результата - обеспечения выпуска товара. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 643 «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» утверждено Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) (далее – Положение). Согласно пункту 2 части 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации представление таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, является условием выпуска товара. В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 Кодекса, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров. Поскольку на момент подачи ГТД №10125170/121208/0011457 соответствующее разрешение у общества отсутствовало, таможней выставлено требование от 19.12.2008 о необходимости представления разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, и корректировки сведений в графе 44 ГТД № 10125170/121208/0011457 в срок до 19.01.2009, который был продлен по заявлению общества до 28.01.2009. Таким образом, таможенное законодательство обеспечивает возможность представления отсутствующих, но необходимых для выпуска документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в процессе таможенного оформления таможенной декларации после ее приема и регистрации, что и было выполнено обществом путем предоставления в таможенный орган протокола измерений технических параметров РЭС МРД от 29.01.2009 № 09-МРД-016. Согласно пункту 23 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под выпуском понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. В этой связи выпуск товаров свидетельствует о факте завершения таможенного оформления и определяет момент, начиная с которого лицо вправе пользоваться и распоряжаться товарами. Из материалов дела следует, что товар, таможенное оформление которого осуществлялось по ГТД № 10125170/121208/0011457, с 31.10.2008 находился на складе временного хранения под контролем Зеленоградской таможни, что подтверждается отчетом по форме ДО-1 от 01.11.2008 (т. 2, л.д. 74 - 75). В соответствии со статей 99 Таможенного кодекса Российской Федерации временное хранение товаров – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру. Таким образом, перемещенный через таможенную границу товар не считается находящимся в гражданском обороте и не может быть использован на территории Российской Федерации, пока не будет выпущен таможенными органами в соответствии с заявленным таможенным режимом. Выпуск товаров для внутреннего потребления по ГТД 10125170/121208/0011457, в том числе товара № 3, не осуществлялся. В отношении ввозимого товара № 3 по ГТД № 10125170/121208/0011457 при составлении протокола, вынесении оспариваемого постановления №10125000-093/09 в качестве разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, у Общества имелся протокол от 29.01.2009 № 09-МРД-016 измерений технических параметров РЭС МРД на соответствие требованиям ГКРЧ от 07.05.2007 № 07-20-03-001, которым подтверждено соответствие технических характеристик игрушек моделей EV8063 требованиям решения ГКРЧ № 07-20-03-001 от 07.05.2007, что соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 643. В оспариваемом постановлении №10125000-093/09 имеется ссылка о предъявлении обществом протокола измерений технических параметров РЭС МРД, также из содержания служебной записки от 09.09.2009 № 18-10/1779 следует, что указанный протокол измерений технических параметров РЭС МРД от 29.01.2009 № 09-МРД-016 был представлен в таможенный орган в день его составления. Таким образом, по состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении от 02.03.2009 Зеленоградской таможне было известно о наличии данного протокола. Более того, названный протокол измерений технических параметров РЭС МРД был принят таможенным органом в качестве прилагаемых к ГТД документов, и по заявлению общества в соответствии со статей 133 Таможенного кодекса Российской Федерации в ГТД №10125170/121208/0011457 внесены дополнительные сведения, связанные с предоставлением указанного протокола. Таможенный орган указывает, что поскольку на момент подачи ГТД соответствующее разрешение у Общества отсутствовало, 15.12.2008 таможней выставлено требование о необходимости предоставления разрешения на ввоз радиоэлектронных средств, выдаваемого органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации и корректировки сведений в графе 44 ГТД №10125170/121208/0011457 в срок до 15.01.2009, который был продлен по заявлению общества до 28.01.2009. Между тем объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ не содержит причинно-следственной связи наступления общественно опасных последствий, связанных со сроком предоставления дополнительных документов и сведений по запросу таможенного органа. Отсутствие протокола № 09-МРД-016 от 29.01.2009 на момент подачи и регистрации ГТД №10125170/121208/0011457 и представление его позже в связи с запросом не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемых ненормативных актов и правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования. Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2010 по делу № А41-43278/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи |
05.09.2024
31.05.2022
15.04.2022
27.03.2022
04.02.2020
25.11.2019
20.11.2019
18.11.2019
14.11.2019
01.10.2019
22.07.2015
02.02.2014
Интересное: |